Метод Сильва

Открой свои сверхспособности!

Выбор профессии: на пороге жизненного пути

Как выбрать профессию - советы психологов

В последние три года появилось очень много интересных работ по профессиональной ориентации школьников. Отрадно отметить, что все больше и больше психологов всерьез занимается проблемами профориентации молодежи. Практически все они основывают свою работу именно на системном подходе к проблемам профориентации. Психологи предлагают различные программы, помогающие подростку самому соединить все свои знания воедино, учат принимать решения и нести за них ответственность, учитывать все индивидуально-личностные характеристики при выборе жизненного пути (Пряжников Н.С., Резапкина Г.В., Чернявская А.П., Головей Л.А. и др.).

Основой всех этих программ являются классические базовые методы и методики исследований. Исследование также основывалось на проверенных методах и известных методиках, приняв во внимание мнение многих ученых (Климов Е.А., Пряжников Н.С., Головей Л.А. и др.), что любая профориентационная работа должна начинаться с профинформации, профпропаганды и профагитации, и чем раньше для школьника она будет начата, тем легче ему будет при построении своего жизненного плана.

Первая групповая профконсультация была проведена на базе шестых классов одной из школ Иркутска. На начальном этапе работы мы использовали методику ЛПП (личная профессиональная перспектива; Пряжников Н.С., 1997), которая представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития. Особый интерес у нас вызвали вопросы, связанные со знанием названий профессий.

Результаты исследования показали, что только 2% школьников смогли назвать необходимое число профессий. Очень немногие (7%) школьники могут правильно записать название профессии. Дополнительное исследование ответов школьников показало, что современным ученикам мало знакомы профессии, связанные с сельским хозяйством и промышленностью. Большой процент подростков (84%) назвали такие профессии, как менеджер, дизайнер, крупье, дилер, брокер и др. Но к сожалению, пояснить чем занимаются эти специалисты, дать характеристику, их труда школьники не смогли.

В то же время, отдельное внимание было уделено медицинским профессиям, а также вопросам о том, какими проблемами занимается каждый врач и приоритетность врачебных специализаций. Большинство опрашиваемых назвали стоматолога (лечит зубы проблемы), хирурга (делает операции). Не более 10% респондентов сумели указать узкие специализации (например, у стоматолога — ортодонт, челюстной хирург, стоматолог-терапевт, однако в комментариях указали, что знают «эти названия» из личной практики посещения стоматологии).

В целом, исследования показали достаточно низкий уровень осведомленности школьников о профессиях как таковых.


Метки: , ,

Методики


Новое о саморазвитии:

Управление разумом